Авторский класс.

Авторский класс АК-1 - 1990/91 и 1991/92 учебные года.

Авторский класс АК-2 - 1992/93  - 1994/95 учебные года.

Авторский класс АК-3 -  1995/96  - 1996/97 учебные года.

Авторский класс АК-4 - 1997/98  - 1998/99 учебные года.

Авторский класс АК-5 - 1997/99  - 2001/2002 учебные года.

Авторский класс АК-6  -  2002/2003  - 2003-2004  учебные года.

Авторский класс АК-7  -  2004/2005  - 2005-2006  учебные года.

Авторский класс АК- 8 - 2006/2007  - 2007/2008 учебные года.

 

История создания Авторского класса.

             Интересная история случилась в 1990  году. Идет очередное заседание Областного Творческого Союза учителей Горьковской области. Март 1990 года. Горьковский институт повышения квалификации учителей. Актовый зал. Учителей - тьма.  Это было время творческого подъема у учителей. Почти каждый учитель хотел создать что то новое. Во всю шли дебаты о создании Авторских школ по примеру М.П. Щетинина.   Во главе  – министр образования Горьковской области Мухин Алексей Сергеевич , активисты Союза  в том числе и я. Я сижу в президиуме рядом с Мухиным А.С.

      Идет обсуждение судеб Авторских школ. Говорили много, в основном не по существу. Все попытки создания Авторских школ зашли в тупик, так как в основе проектов школ была маниловщина. Дело сводилось к тому, что надо было изменять всю образовательную концепцию нашей страны.  И перед нами стояла задача – найти  выход из этого практически безвыходного положения, начиная с местного уровня.

         И, вдруг, неожиданно Алексей Сергеевич Мухин говорит – вот у Льва Васильевича есть деловое предложение. Я сижу рядом с ним и шепчу – « Да Вы что  ? – нет никаких предложений» . А он мне – « Придумай что-нибудь».

        Я встаю и начинаю говорить о том, что в голову придет. А пришло неожиданно вот что. В древности в Греции в садах Ликея бродили античные философы Сократ, Эзоп, Аристотель, Архимед и т.д. и рассказывали своим ученикам о мире знаний, о математике, натурфилософии и т.д.

         Далее постепенно я начал заходить в раж и пошел экспромт. По моему мнению – древний ученый и его ученики представляли маленький своеобразный Авторский класс ( это название почему то пришло мне в голову) , в котором ученый был учителем, а ребята – учениками. Учитель обладал энциклопедическими знаниями и, по сути дела, заменял целую школу.

          А что если сейчас создать похожий Авторский класс. Безусловно – таких, как в древности,  современных учителей энциклопедистов нет и быть не может, но может быть найдется учитель энтузиаст, ведущий профессионально, небольшой блок предметов, а остальные учителя под его руководством будут преподавать свои предметы. Безусловно – все учителя должны быть единомышленниками и преподавание должно быть на высоком уровне.

         Поэтому учителей должен Автор класса набирать сам. Учебный план составлять должен сам, программы, по возможности , корректировать самому и осуществлять общее руководство учителями. Учителя должны быть энтузиасты и им должна быть представлена возможность реализовать свои педагогические  и учебные наметки вплоть до корректирования учебной программы. Например, по литературе неплохо бы изучить зарубежную литературу, литературу серебряного века и т.д..

Это должны быть старшие классы ( 10 – 11 классы). В классе должно быть не более 15 учащихся. Прием по конкурсу из любых школ города и области.

У каждого ученика должен быть персональный компьютер ( хотя бы типа «Корвет»), хотя у нас в стране стали появляться персональные компьютеры PC-AT и РС-ХТ. Но приобрести  их для класса было практически невозможно. Кроме этого необходимо выделить определенную часть денег для приобретения наглядных пособий.

Вообще говоря – это был фантастический экспромт. Но настоящая фантастика началась позже. Когда я сел,  Александр Сергеевич встал и спросил меня – сколько времени нужно, чтобы создать проект такого класса. Для меня это было настолько неожиданно, что я, потупясь, сказал, что вероятно не меньше года. Алексей Сергеевич вдруг говорит, что через месяц в апреле будет проходить коллегия министерства образования. Мы дадим Вам  на коллегии 10 минут,  и  Вы познакомите нас с проектом этого Авторского класса. А с 1 сентября 1990 года он должен открыться в Вашей школе. Все необходимые вопросы мы решим с администраций Вашей школы.

Я был настолько ошарашен, что практически ничего не возразил.

            На другой день поехал в Институт повышения квалификации учителей Горьковской области для получения рекомендаций и предложений по созданию такого класса. Над концепцией Авторского класса мы стали работать вместе с методистом ИУУ Рыжовой Светланой Васильевной.

            Мы одновременно пришли к мысли о том, что необходимо было создать такую модель класса, которая бы резко отличалась от обычных классов. Надо было сделать так, чтобы этот класс имел прочные открытые связи с внешним миром, так как в настоящее время, времени перехода к рыночной экономике, стране нужны были активные личности, способные решать творческие задачи в любой сфере деятельности.

            Так как необходимость перестройки системы образования в стране получила широкое признание, то в связи с этим я принял социальный заказ от общества на развитие творческой личности. Для реализации этого заказа и должен быть создана экспериментальная площадка  «Авторский класс», в котором в центе внимания педагогического процесса должен стать УЧЕНИК, а не программа или учебник. Таким образом, ученик из ОБЪЕКТА обучения должен стать СУБЪЕКТОМ обучения.

            Для активизации, развития и совершенствования мыслительной деятельности учащихся, как субъектов обучения на основе нестандартных методов обучения я решил ввести в процесс обучения «гибридный интеллект», который представлял своеобразный триумвират – «Учитель - Ученик – Компьютер». Для этого, естественно, каждый ученик должен иметь свой персональный компьютер, имеющий понятийную, психологическую и медицинскую информацию о конкретном ученике.

         И вот настал март. Меня вызвали на коллегию Облоно. Выступал я первым, и как ни странно, мой десятиминутный проект утвердили. Я не знал – радоваться или огорчаться. Во первых, такого еще не было в СССР, а во вторых – недовольная реакция зав. Дзержинским РОНО Логиновым С.Н.  Наверно, в какой то степени я был виноват сам, так как до этого ему ничего не говорил. Более того – об этом не знала и директор школы Трофимова Л.А.  Все дело в том, что я не верил в то, что мой проект утвердят.

 Но дело сделано. Все вопросы с министерством образования были согласованы. Надо было начинать. Облоно мне выделило 60 000 рублей – невиданные по тому времени деньги. Я стал закупать оборудование и формировать Авторский класс.

     С формированием Авторского класса с углубленным изучением физики и вычислительной техники возникали сложности – во первых большой конкурс учеников ( 9 человек на 1 место), а во вторых – подбор учителей. Но вот все трудности остались позади и Авторский класс АК-1 был создан.

  С помощью специально созданного теста я отобрал 15 учащихся. Учителей тоже набрал сам, это, в основном были учителя из нашей школы, и предложил им модернизировать учебные программы по своему усмотрению. Например, учителю литературы я предложил ввести зарубежную литературу и ввести литературу серебряного века. И так, практически по каждому предмету. Ученик сидели  на парте по одному. У каждого ученика был персональный компьютер «Корвет» с операционной системой ОС-80, напоминающую Windows 95. Все компьютеры были связаны с учительским компьютером локальной сетью.

     Первый Авторский класс был двухгодичный.  Зав отделом Облоно Усова Елена Семеновна подарила нам уникальный компьютер для того временник IBM PC/ AT -286 -  белой сборки. Представляете – там был жесткий диск на 47 МБт. Я умудрился установить на нем  Windows 3-1, MS Word, Basic 4,5, Pascal, Delphi и еще кое что по мелочи. И самое интересное, что все работало, правда относительно медленно.

 

  И вот 1 сентября 1990 года в нашей школе открылся первый  двухгодичный ( 10 – 11) классы. Авторский класс АК-1. В классе было 15 человек. Работать, как ни странно в Авторском классе было хорошо и интересно. Практически все ребята были единомышленниками. Среда в классе была библиотечным днем. Ребята в школу не ходили, а работали в библиотеках города.

Вот так был создан Авторский класс. Всего было 8 классов. В 2008 году в школах было введено подушевое финансирование. В классе должной быть не менее 25 человек. Поэтому я отказался о продолжении авторских классов.